СОДРУЖЕСТВО  ТРЕХ  АРХИТЕКТОРОВ В  ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО  МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Здание в стиле модерн с некоторыми элементами историзма, древнерусского и романского стилей, построенное в Уфе в начале XX века для государственного кредитного учреждения, является памятником истории, архитектуры и градостроительства. Только специалист может определить, что объект сооружался в разные годы, настолько гармонично выглядит это строение. Цель нашего очерка показать архитектурные проекты, и рассказать об архитекторах, принимавших в этом участие.

В начале века на улице Губернаторской стали возводить здание отделения Крестьянского поземельного банка по проекту Александра Друкера, архитектора Академии наук, разработавшего проекты Крестьянского Поземельного банка в Санкт-Петербурге, Уфе и Самаре, Могилеве, а также автора несколько проектов доходных домов и других зданий по всей Российской империи.

В 1917 году Крестьянский Поземельный банк России как институт — был ликвидирован. В его здании в 1920-е годы располагались Уфимский губернский ревком, Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров Башкирской ССР. В годы Великой Отечественной войны, в 1942-1944-х годах оно было расширено по проекту архитекторов Генриха Топуза и Валентина Фельдштейна. Его новая часть не копировала старую, а представляла собой оригинальный проект, разработанный с учетом пожеланий власти республики. В результате получилось достаточно эклектичное, но с учетом башкирской или восточной тематики здание. В разное время здесь размещались Обком ВКП(б) (КПСС), Президиум Верховного Совета, Обком ВЛКСМ. В 1989 году было принято решение о передаче помещений Национальному музею Республики Башкортостан.

В Национальном музее Республики Башкортостан можно познакомиться с видами исторического центра, проектом отделения Крестьянского поземельного банка, посмотреть здание, достроенное в период Великой Отечественной войны, Третьим строительным трестом, увидеть рисунки города Уфы, выполненные Генрихом Владимировичем Топузом, в годы эвакуации.

В 2000-х гг. объект архитектуры подвергался капитальному ремонту, реконструкции, здесь разместились залы музейной экспозиции. Стратегия развития музея представлена планами развития комплектования фондов, что связано со  строительством фондохранилища в усадебной части музея. Один из проектов подготовлен в мастерской «ПРОЕКТ» Павла Мазина.

Идею подготовки очерка и организации выставки инициировали находки видов Уфы, которые согласно творческому отчету были сделаны Г.В. Топузом в годы войны, в Уфе. Кроме того, был текст удивительных воспоминаний другого архитектора В.Л. Фельдштейна, который признавался на закате жизни, что нигде и никогда он так много и продуктивно не работал как в Уфе… Ну, а проекту архитектора Друкера суждено было реализоваться в Уфе ровно 110 лет назад. К этому времени в Уфе было только два таких красивых архитектурных объекта: Уфимское отделение Государственного банка (Скловского) и Отделение Крестьянского поземельного банка (Друкера). Аксаковский народный дом (Рудавского) еще строился.

Немного об истории Государственного крестьянского банка и его филиалах в Российской Империи. 18 мая 1882 г. утвержден Устав Государственного крестьянского поземельного банка. Уже через год – 10 мая 1883 г. банк открыл свое отделение в Уфе. В 1883 г. через отделение банка продано крестьянам 28 земельных участков. Покупателями земли были 26 сельских товариществ.

Банк выдавал ссуды на 24 – 34 года из расчета 7,5 — 8,5 процентов годовых, выступал посредником между крестьянами и землевладельцами, совершающими сделку купли-продажи земли по собственной инициативе. Размер ссуд колебался от 125 руб. на душу – общинникам и до 500 руб. на отдельного домохозяина подворного землевладения. Ссуды выдавались в размере 75% покупной цены земли. В начале XX в. банк получил право выдавать ссуды крестьянам под залог надельных земель.

В 1898 г. при содействии банка 259 переселенческих семей из Полтавской, Казанской, Лифляндской, Херсонской, Вятской, Симбирской и других губерний приобрели земли в Уфимской губернии, в 1899 г. — 1000. В период с 1883 по 1889 гг. банк выдавал единоличным покупателям ссуды в размере 1/2 покупной стоимости, обществам и товариществам ¾  до – 4/5 стоимости.

Первым председателем правления банка был назначен коллежский секретарь, С.И. Римский-Корсаков. В 1900 г. управляющим банка работал надворный советник В.С. Семяновский, штат сотрудников состоял из 9 человек. Первоначально Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка располагалось на ул. Случевской, в доме Х. Тевкелевой (ныне ул.Расулева), затем с 1911 гг. во вновь построенном на Губернаторской в усадьбе Джантюриных (ныне Советская). Состав сотрудников увеличился до 163 человек. С 1905 по 1917 г. директором банка был А.М. Снегирев. За 1906 — 1915 гг. в Уфимской губернии было куплено 193, 8 тысяч десятин земли. Банк сыграл большую роль в проведении Столыпинской аграрной реформы в Уфимской губернии.

Проект постройки в Уфе был предложен Центральным отделением банка, работы велись под руководством архитектора Александра Владимировича Друкера, также построившего банковские здания в Санкт-Петербурге и Самаре. При возведении банка были использованы современные строительные материалы того времени: бетон, металл, стекло и керамика. Конкурс на строительство начался с суммы 92 тысячи 800 рублей. Из доклада выигравшего конкурс подрядчика купца Ларионова следует, что внутренние работы по отделке нового помещения завершались к концу 1912 г. Отделение Крестьянского поземельного банка переехало в новое здание незадолго до начала Первой мировой войны.

Друкер Александр Васильевич (ок. 1865 – 6.01. 1917) – архитектор Академии наук. Осуществил проекты Крестьянского Поземельного банка в СПб, Уфе (1905)  и Самаре (1909-1910), несколько проектов доходных домов и других зданий в СПб и его окрестностях (1882-1911). Всего более 15 зданий. Александр Васильевич обучался во втором Уездном Коммерческом училище в Риге, но полного курса наук не окончил. В 1868 г. вместе с родителями выехал в Германию, где после окончания реального училища в Ганновере осваивал основы профессии у разных строителей и архитекторов (как практикант и помощник), с 1873 – 1876 гг. учился в Строительном училище Идштайна, затем продолжал обучение вольнослушателем в Политехникумах Мюнхена и Ганновера.

За свою профессиональную долгую жизнь архитектор служил в различных ведомствах и лишь в начале века, как следует из его формулярного списка, в марте 1907 г., в связи с болезнью архитектора А.К. Гаммерштедта, Друкер назначен исполняющим обязанности архитектора Императорской Академии наук, а с 1 декабря 1907 г. определен на штатную должность. 1 января 1909 г. за усердную службу по сиротским приютам, он награжден орденом Св. Станислава III степени. В 1913 г. награжден орденом Св. Анны III степени, приобретя права. Проект, который был предложен в Уфу, он разрабатывал уже как вольнонаемный архитектор. Аналогичное здание отделения Крестьянского поземельного банка по такому же проекту было построено в Могилеве.

В 1917 г. Крестьянский Поземельный банк России как финансовый институт был ликвидирован. В годы Гражданской войны – восстановлен весь штат сотрудников уфимского отделения и архив были эвакуированы в Омск, где сформировалось новое министерство финансов правительства Колчака. По адресу на ул. Губернаторской (Советской) в разное время располагались – Земельный Комитет, в 1920-е годы Уфимский губернский ревком, Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров Башкирской ССР.

В годы Великой Отечественной войны потребовалась напряженная мобилизация всех трудовых ресурсов для размещения производственных мощностей и эвакуированных с ними людей. Строительство новых административных объектов. Во время войны жизнь Союза архитекторов была подчинена борьбе за Победу. Большое количество архитекторов ушло на фронт, либо были заняты на работе с размещением прибывших эвакуированных предприятий, заводов, фабрик, а также строительства временного жилья для людей. Основная творческая работа проектных и строительных организаций республики была мобилизована к выполнению этих задач. В Башкирию в годы войны были эвакуированы много архитекторов из Ленинграда, Москвы, Украины. Большое количество архитекторов, приехавших в Уфу, работали в небольших бюро при эвакуированных предприятиях, проектируя для них промтерриторию и рабочие поселки. Проектированием и строительством жилых массивов занимались архитекторы Барагин, Эвартау, Топуз и др. – городе Уфе, архитекторы Нудельман, Любарские и др. работали по проектированию и строительству рабочих поселков нефтяников.

Все делалось в сжатые сроки, проекты привязывались на площадке, согласовывались на ходу, под девизом: «Все для фронта, все для победы». В эти годы в наших городах и поселках отдавалось предпочтение строительству щитовых и каркасно-сборных зданий, временных жилых поселков с организацией примитивного социально-бытового обслуживания людей. Исключением стало строительство третьим строительным трестом здания обкома партии. В нем приняли участие два архитектора-одессита.

Совсем недавно в сети интернет опубликованы значительные источники о жизни и деятельности Генриха Владимировича Топуза. Известно, что он родился незадолго до революции, в 1916 г. в семье инженера–строителя Владимира Леонтьевича Топуза. Судя по послужному списку, профессиональное обучение архитектора было более практическим. Так в 1928 г. он при механическом заводе в школе ФЗО, в качестве ученика помогает гнуть ножи для плугов и сеялок. Еще через год он переходит в ФЗУ строителей, где становится учеником известного мастера альфрейного искусства у художника Густава Томашевского. Вместе с наставником принимал личное участие в реставрации росписей оперного театра и Филармонии. После окончания ФЗУ Топуз начинает работать художником-мультипликатором на Одесской кинофабрике Всеукраинского фотокиноуправления, а затем художником декоратором в клубе кожевников. В 1933 г. поступает на вечерний факультет Одесского института гражданского и коммунального строительства, а через год был зачислен на факультет архитектуры. В 1940 г., еще до окончания института, на основании выполненных проектов Генрих Топуз и его супруга были приняты в Союз архитекторов. После защиты дипломных работ и получения званий в 1940-1941 гг. работали в архитектурно-проектной мастерской при ОИГКС.

В 1941 г. архитектор эвакуируется в Уфу, где был принят на работу с Институт языка и литературы АН УССР, где состоялось знакомство с киевским архитектором В.Н Заболотным. В Башкирии он принимает участие в оформлении «Окон ТАСС», иллюстрирует стихи и тексты украинских писателей. В этот период Генрих Владимирович пишет множество рисунков и акварелей с видами Уфы, природы Урала, а также портреты современников. В 1943 г. состоялась выставка работ Г. Топуза, некоторые из них были приобретены Художественным музеем им. М.В. Нестерова.

Вместе с киевским архитектором В.И. Заболотным Г.Топуз разрабатывал типовые проекты сборных жилых домов для условий Украины ещё в те годы, когда территория республики была под оккупацией врага. Одной из крупных планировочных работ Генриха Владимировича в 1942 г. был проект генерального плана башкирского города Стерлитамак. Но самым значительным делом молодого архитектора стал объект, который проектировался как пристрой к зданию обкома ВКП б. В творческом союзе с опытным одесским архитектором В.Л. Фельдштейном, при участии известных одесских скульпторов профессора Г.С. Теннера и заслуженного деятеля искусств Украины Э.М. Фридмана, профессора живописи Л.Е. Мучника, Г.В. Топуз спроектировал и осуществил строительство самого значительного в эти годы административного здания башкирской столицы – обкома партии (ныне здания Национального музея РБ).

Долгие годы мы дружим с племянником Валентина Лейбовича Фельдштейна – Валерием Леонидовичем Рапопортом. Благодаря ему, нам и удалось познакомиться с Фельдштейнами: отцом и сыном. Валентин Лейбович прожил большую жизнь, родился в Одессе в 1908 г. Учился в 5 одесской гимназии, окончил архитектурный факультет Художественного института в 1930 г. В 1933 г. стал членом Союза Архитекторов. Во время Великой Отечественной войны эвакуировался в Уфу, где работал по специальности. После войны много и плодотворно работал у себя на родине.

Из тезисов творческого отчета архитектора-художника Валентина Львовича Фельдштейна из Одессы, осенью 1941 г. оказавшегося в эвакуации в Уфе.

«…в Уфе встретил бывшего главного инженера Украинского управления культуры товарища Анисковича, он работал в стройтресте № 3 Наркомавиопрома и предложил там работу, и, мне. Так как, деньги были уже на исходе, то я согласился и остался там работать в техническом отделе треста и на заводе высокопрочного гипса.

Работа оказалась очень интересной. Никогда за три года я не проектировал столько объектов, сколько в Уфе. Разговор был примерно такой: приходит в отдел управляющий трестом товарищ Криворученко (тоже одессит) и, обращаясь ко мне, говорит: «В обкоме решили, что нам нужно построить больницу на 150 коек, дай, пожалуйста, завтра утром план фундаментов». В обычных условиях подобная работа требует не менее двух, трех недель (прим. здесь и далее М.В.) Вызывал на помощь заведующую медсанчастью треста доктора Вишневскую, составил с ней перечень помещений. Взял чертежи трех типовых общежитий и скомпоновал из них больницу. Работал всю ночь, а наутро выдал план и профили фундаментов. В тот же день начинали строить.

….В начале 1942 года стройтресту № 3 поручили строительство здания Обкома партии. Проектирование было доверено мне. К тому времени в Уфе жили архитектор Топуз, который работал вместе со мной, художник – Мучник и скульптор Фридман (все одесситы, с их помощью нам удалось запроектировать здание обкома на достаточно высоком уровне). Однако наше стремление создать здание в башкирском стиле ни к чему не привело. Оказалось, что «башкирского стиля», нет. В Башкирии проживает большое количество татар, которые своим народным искусством в какой-то мере влияют на строительство в деревнях и селах Башкирии. Пользуясь этими источниками и орнаментами на кладбищенских памятниках, мы и проектировали это здание».

 

В 1942-1944-х годах здание было расширено по проекту архитектора Генриха Топуза. Его новая часть внешне копировала старую, но качество стройматериалов было хуже. Строительство велось силами пленных немецких солдат, кладка производилась с использованием силикатного кирпича. В результате к концу XX века у здания просел фундамент и пошла трещина по дворовому фасаду.

Много изобретательности приходилось проявлять в интерьерах здания. Здесь нам помог высокопрочный гипс. Оказалось, что если этот гипс отлить на мокрое зеркальное стекло, то получалась великолепная «под мрамор» поверхность; если же по мокрому стеклу серой водяной краской нанести петушиным перышком рисунок прожилок, то получалась полная имитация мрамора <…>

На объекте особенно отличался на стройке штукатур О.К. Рахматуллин, он работал обеими руками, двумя ковшами и за один световой день отштукатурил дворовой фасад, раствор ему подносили к рабочему месту. Живопись товарища Мучника, особенно панно «Башкирская дивизия» и скульптуры товарища Фридмана, помогли украсить парадные помещения здания».

Из технического отчета треста №3 1943 г.: «В области гражданского строительства особо следует отметить, составленный техническим отделом проект дома Обкома ВКП(б) БАССР, представляющего собой довольно сложное в архитектурном и конструктивном отношении сооружение с повышенными требованиями к проектным, внутренним работам и наружной отделке». Пожалуй, из всех построенных во время войны, оно было самым сложными и красивым по архитектуре зданием».

В начале января 1944 г. Валентин Лейбович вместе с трестом «Закпромстрой» был переведен в Одессу для строительства огромного трубопрокатного завода, а объект был передан в распоряжение правительства Республики. В 1989 г. было принято решение о его передаче Башкирскому Государственному музею Республики Башкортостан.

Далее нам предстояло бы описать процесс обновления объекта историко-культурного наследия в 1998-2000-х гг., но это уже другая история. В 2001-2003 гг. здание было реконструировано, в результате чего утратило ряд ценных элементов интерьера и декора. В настоящее время в помещении находится Национальный музей Республики Башкортостан, предлагая посетителям экспозиции в 35 залах. А сегодня мы создаем новую страницу в истории Национального музея и, размышляя о стратегии его развития в ближайшей перспективе, мечтаем о создании помещения для фондохранилища.

Один из таких проектов представляет особый интерес. Он разработан около десяти лет назад архитектором П.Г. Мазиным и стал логичным продолжением художественно-архитектурной концепции здания, составив завершенный образ музейно-экспозиционно – фондового комплекса.

Вера Макарова, заведующая отделом истории края Национального музея Республики Башкортостан.