ЗАВЕЩАНИЕ ПОМЕЩИЦЫ БЕКЕТОВОЙ – ЗАВЕЩАНИЕ ПИСАТЕЛЯ КРУЛЯ

 Сергей Круль «… любящим сердцем пишет  художественную летопись своего родного города».                                                                                                              .                                                                                                                                                                                                       Петр Федоров, литератор.

 

Сергей Леонидович Круль. Кто он? Бард? Да. Это на виду, на слуху.  Особо любима уфимцами его песня — гимн  «Я родился в Уфе». Концерты на разных городских площадках, в филармонии, в оперном театре, в библиотеках, в краеведческих гостиных всегда были активно посещаемы.

Писатель?  Да. В  книжных магазинах покупаем его книги, дарим их друг другу.  Его произведения о родителях просятся в каждый дом.   Фантазии Круля на краеведческие темы – это соединение реальных  фактов со стремлением напомнить об историческом  прошлом, как бы исправить его.

Литературный критик? Да. В газете «Истоки» он неоднократно представлял  статьи со своей оценкой классических поэтических произведений, преподнося факты с особо интересной стороны.  Его цикл статей «Живая стихия» в рубрике «Поэтические портреты» привлек множество читателей. В исследованиях дано свое видение, своя оценка творчества  некоторых  известных  поэтов. Эти труды Круля касались творчества А. Блока, Н. Рубцова, Н. Некрасова, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Заболоцкого, В. Ходасевича, Б. Пастернака, Д. Андреева и др.

О поэзии любимых авторов Круль писал, что это «… тончайшая, неуловимая сфера художественного творчества,  связанная  с живописью, музыкой. Искусства эти, переливаясь и растворяясь друг в друге, сообщаются между собой на одном из высших  сокровенных уровней».

Круль — краевед? Да. Он выступал в защиту прежней, старой Уфы и на страницах печатных изданий, и в кабинетах городских организаций.

Сергей Круль оставил интересное литературное наследие:  рассказы  на житейские темы, о детстве, любви, о животных.  Множество его публикаций  касаются  истории Уфы, деятельности различных литературных течений города.

Особенно притягательны его мемуарные произведения, они наполнены домашним теплом, любовью к родителям и будят самые сокровенные чувства читателей.

Повести Круля из разряда литературно-краеведческого творчества,  по его определению это «фантазии на историческую тему». К ним относятся «На углу Социалистической и Бекетовской» (2004), «Девушка в синем»  (2009) и  «Завещание помещицы» (2014) – все это давно оценено читателями.

С Сергеем Леонидовичем Крулем уфимцы простились 23 ноября 2020 года, ему было 67 лет.

Х Х Х

В память о Круле — писателе мне захотелось вернуться к его произведениям, перечитать; пять его книг, имеющихся у меня, давно проштудированы. В 2014 году в издательстве «Китап» вышла книга С. Круля «Завещание помещицы» с одноименной повестью, рассказами и повестью «Девушка в синем».

Вспомнилась презентация этой книги, она прошла 11.04.2014 года в малом зале Молодежного театра Уфы. Артисты театра инсценировали отрывки из повести «Завещание помещицы», текст от автора произносил Народный артист РБ, мастер художественного слова Александр  Донгузов.

Сергей Леонидович на этой встрече много пел, рассказывал о своем творчестве. Поздравить его пришли  друзья, историки, литераторы, сотрудники газеты «Истоки» во главе с ее редактором Айдаром Хусаиновым, краеведы – все, так или иначе, читатели Сергея Круля и почитатели его творчества в целом..

Ценным было выступление  литератора, библиографа, краеведа Петра Ильича Федорова.  Его профессиональным аналитическим  (объемным) текстом предварена представляемая книга.

Историк, известный краевед Павел Владимирович Егоров сообщил  факты об исторической личности И.И. Бекетовой –  героини повести С. Круля:  ее биографию, рассказал об обширной, многолетней благотворительной деятельности, в частности, о  ее бескорыстном участии в деле восстановления пострадавшей части Уфы в пожаре 1821 года и о строительстве церквей на собственные средства. Этой теме П. Егоров посвятил многочисленные публикации исследовательского характера и выступления на различных площадках Уфы.

Х Х Х

Как читатель и краевед, хочу поделиться своими впечатлениями о произведении «Завещание помещицы», фабула которого имеет реальные корни:  Ирина Ивановна Бекетова – владелица Богоявленского и Симского железоделательных заводов (унаследованных от отца И.С. Мясникова)  в 1821 году пожертвовала 25 тысяч рублей на строительство  в Уфе слободы для погорельцев.

Проживала она в Подмосковье, но была и хозяйкой села Бекетово: «Под Уфой деревеньку держу», –  читаем в повести С. Круля. Ирина Ивановна  знала и любила город: «Чудный деревянный город, красавица Уфа, и погорела? Второй пожар за 5 лет!», – с укоризной произнесла она. В жизни ее реакцией на трагическое событие было не только сочувствие, но и деловое участие.

Бекетова вручила губернатору Наврозову «увесистую сумку с деньгами» со словами: «Люблю ваш город, он мне, как родной! Пусть растет Уфа и поднимается краше прежнего». И строго добавила: «Чтобы ни один рубль мимо не прошел. Самолично проверю».  Так, по мнению автора, могла выразить  свои чувства Бекетова.                                  Позже улицу с новыми домами в честь благодетельницы назвали Бекетовской, но Ирина Ивановна уже не узнала об этом (годы ее жизни 1743-1823). Переименование в Социалистическую произошло после революции. С 2006 года улица носит имя поэта  Мустая Карима.

Дополнять исторические факты воображаемыми житейскими подробностями, оживлять диалогами, перемежать былое с настоящим –  прием в литературе не новый и всегда с интересом принимаемый читателем. Вспомним «Визит к Минотавру» братьев Вайнеров, кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» и др. Да и ранее  Круль в своем произведении «На углу Социалистической и Бекетовской», перемешав эпохи,  свел близ гостиницы «Башкирия»  современного героя и бородатого  городового с  керосиновым фонарем в руках.                                                                                                 В    В «Завещании помещицы»  действие повести происходит в 2012 году, но ее вымышленный герой Иван Бекетов попадает в год 1821-ый.  Его  окутывают  мистика, вещие сны, открывается портал для перехода в прошлое. Художественная фантастика сочетается  с детективной линией: Иван Бекетов, пытается выяснить, как протекала жизнь предков, в необычных условиях  уточняются обстоятельства пожара, случившегося 200 лет тому назад. И автор повести при этом не пожалел  своего краеведческого азарта.  В итоге – чтение захватывает, пробуждает  интерес к более детальному изучению событий давнего времени.

В повести задействованы лица, реально проживавшие  когда-то  в  Уфе и уфимской губернии. Это гражданский губернатор Матвей Андреевич Наврозов, военный губернатор Оренбургской губернии Петр Кириллович Эссен,   владелец горных заводов на Урале и меценат Иван Семенович Мясников. Литературный образ Ирины Ивановны Бекетовой, благообразной пожилой женщины, дополняется  достоверными  данными из ее биографии,  сообщениями о  благих делах: строила школы, переселяла крестьян из Нижегородской, Симбирской и Калужской губерний (всего 3250 человек);  возводила и подновляла церкви не только на своей  родине в Симбирске,  а и в Подмосковье, на территории Уфимской (тогда Оренбургской) губернии. Ею было пожертвовано 5000 рублей на строительство Неплюевского военного училища в Оренбурге.

В наших краях Бекетова единолично возвела 4 каменных храма!  Ее средства участвовали и в строительстве градо-уфимского Спасского храма. Церкви в Миньяре, Иликово сохранились до наших дней.  Эти данные  в 2012 году опубликовал вышеупомянутый П. Егоров в статье «Эта женщина достойна памятника». Наверняка этот  материал запал в душу  Сергея Леонидовича, вдохновил на художественное воплощение темы.

Автор в повести ведет не только сюжетную линию, его занимает  и городской  пейзаж: «Истощенное бледно-синее небо» или «солнце щедро разбрасывает сладкие и томные лучи». «В садах  заливаются  соловьи, в воздухе суетятся проворные ласточки», «… вспыхивают сиреневые сумерки».

Привлекательны  и информативны этнографические описания, показан быт простого люда, купечества,  обороты  речи жителей XIX века. Один из героев тепло произносил: «Князь уфиНский!»

Развивая сюжет, автор отправляет своего героя в Подмосковье, в имение  помещицы Бекетовой: в удивительное подмосковное  село  Зюзино,  с его Медовым (в прошлом рыбным) озером, со старокаменной Борисоглебской церковью, где молилась Бекетова.  Эта церковь, постройки 1688 года, была, как читаем в повести,  «с высокой подклетью, широко посаженная,  с восьмериком, украшенным белыми фигурными колоннами, увенчанная золотой маковкой и  смотрела тяжело и нежно с тайным укором, источая загадочное дыхание веков». Интересно, что Зюзино, Медовое озеро и Борисоглебская церковь существуют и поныне.

Автор дает образ загадочной  кареты  «запряженной  парой лошадей,  в окне которой, за кисейной занавеской женская головка внимательно наблюдала за  Иваном».  Это Бекетова манила героя повести,  чтобы возложить на него миссию по сохранению  памяти об Уфе — деревянной и узорчатой. И Иван Бекетов понял свое предназначение.

Не случайно  главные персонажи повести однофамильцы (помещица Ирина Бекетова из XIX века  и научный сотрудник Иван Бекетов из XXI века)  Этот прием автора на совпадение подчеркивает единомыслие героев, их общую социальную позиция – помогать, спасать, сохранять. Иван Бекетов воодушевленно провозглашает: «Основной закон жизни – сохранение исторической памяти». И друзья Ивана Бекетова считали, что «никто еще не переупрямил его в пристрастии к Уфе».

Некоторые персонажи повести узнаваемы и явно списаны с наших современников, ныне обеспокоенных тем, что улицы Уфы теряют свой исторический облик. Схожесть названия общественных групп по сохранению старины («Архнадзор» и «Архзащита») тоже не случайны, они доказывают наличие неравнодушных людей к судьбе города в разные  времена.

Автор в произведении показал, что подлинное историческое лицо –  И.И. Бекетовасвоим гражданским подвигом:  щедрой жертвенностью и напутственными словами  оставила потомкам  нравственное завещание: беречь город.  Слова завещания  помещицы в повести таковы: «Улица, дарованная Уфе помещицей Ириной Ивановной Бекетовой, жива будет до тех пор, пока стоять будет  в сохранности хотя бы один дом, построенный на средства благодетельницы».  

Ивану Бекетову не суждено было отстоять последний бревенчатый дом на  улице, лишь на месте сноса удалось обнаружить номерной надомный знак «Бекетовская, 12». Иван «с трепетом поднял указатель». В эту ночь «бездонное синее небо мерцало как волшебное покрывало…  Среди этого великолепия Уфа лежала, разметавшись в сладком сне, и казалась спящей царевной из сказки Пушкина». Бекетов любовался городом, но вдруг уловил нарастающий гул…  «Сбывалось пророчество помещицы. Земля стала  разделяться глубокими трещинами, образовавшийся остров погружался в пропасть. С востока наползало багряное облако, словно сошедшее с картины Брюллова «Гибель Помпеи». Закрутилась страшная пыльная буря, и город пропал в этой буре навсегда».

Х Х Х

Основной герой произведения – сам город.  Перед нами повесть-назидание, повесть-предупреждение.  Финал повести — фантазии трагичен, но погорелец Степан  из произведения – трудяга и преданный своему городу человек,   покидая с семьей пепелище, верил, что «город будет жить».

Иван Бекетов по воле автора  не раз попадал  в трудное, даже опасное  положение. Так и в нынешней Уфе:  краеведы, действующие активно, а также   небезразличные  горожане прикладывают неимоверные усилия, чтобы не допустить сноса памятников архитектуры, сберечь историю города  или  отдельного дома, увековечить  значимые имена, в том числе и имя Ирины Ивановны Бекетовой. Иван Бекетов возмущенно восклицает: «Чем мы, потомки, отплатили этому скромному в своем величии человеку?»  Действительно, к сожалению, знаков увековечения деятельности Бекетовой в настоящее время (мемориальная доска, памятник) город не имеет.

Задачей автора было: в художественной форме напомнить исторический материал через трагическое событие в Уфе (пожар 1821 г.), нацелить нынешнюю уфимскую общественность, молодежь, городскую администрацию  на сбережение старины, сохранение памяти о людях, совершивших благие дела. Проблема, облеченная в форму литературного произведения – это один из путей краеведческой борьбы за сохранение старины, и Круль шел по этому пути. Остается на республиканском уровне выразить благодарность историческому лицу Ирине Ивановне Бекетовой, а дата:  200 лет  со дня разорительного пожара в Уфе (1 июня 2021 года), это повод организовать мероприятие  на солидном уровне.

Устами своего литературного героя Сергей Круль провозглашает: «Никогда настоящее не станет будущим, если оно попирает прошлое».

                                                                                   

Лариса Михайлова,член Совета Уфимского городского отделения имени Флюры Ахмеровой ООО «Союз краеведов России».

«Истоки» – культурно-литературная электронная газета,  опубликовано  18. 12. 2020 г.